Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия
Наш адрес: г.Новоузенск, ул. Советская, 24
26 июня 2017 года

История создания Российских гусеничных тракторов началась на Саратовщине

18.05.2017

Из глубин 18 века

1791 год. Знаменитый механик-самоучка Иван Петрович Кулибин изобрел трехколесную «коляску-самокатку» с двумя ведущими и одним направляющим колесами. В этой коляске изобретатель применил целый ряд механизмов и устройств, которые встречаются в современном тракторе: коробку передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза, маховик и другое.

1837 год. Дмитрий Загряжский создал движитель - прообраз будущей гусеницы.

Первый гусеничный трактор

1888 год. Федор Блинов построил гусеничный трактор, приводимый в движение двумя паровыми машинами, и демонстрировал его в 1889 году на Саратовской, а в 1896 году - на Нижегородской выставках.

На раме длиной 5 метров размещались паровой котел, две паровые машины, будка и баки для топлива и воды. Вращение от каждой машины через шестеренные передачи передавалось к ведущим колесам, находящимся в зацеплении со звеньями гусениц.

Ввиду несовершенства конструкции трактор не получил распространения, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие отечественного тракторостроения.

«Самоход» Блинова выставлялся на русских промышленных выставках, в 1889 году он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове, в 1896 год — на Нижегородской ярмарке. Сын Фёдора Порфирий открыл «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов „Благословение“ П. Ф. Блинова», на которой в 1900 году работали 150 человек.

Ученик Блинова - пионер дизельмоторов

1987 год – немец Дизель продемонстрировал первый раз свое открытие. 1903 год. Талантливый ученик Ф. Блинова Яков Мамин сконструировал свой двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть.

На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России. Этот двигатель намного опередил свое время.

Первое производство тракторов в Балакове

1911 год. Я.В.Мамин изготовил трактор с двигателем мощностью 18 кВт собственной конструкции и дал ему название «Русский трактор-2». После испытания и небольшой переделки был создан трактор с двигателем мощностью 33 кВт. На Балаковском заводе было выпущено до 1914 года более 100 таких тракторов.

Кроме Балаковского завода, незадолго до первой мировой войны несколько заводов России - в Ростове-на-Дону, Кичкассе, Барвенкове, Харькове, Коломне, Брянске и другие приступили к выпуску тракторов. Но их роль в истории дореволюционного тракторостроения невелика. Тракторостроительной промышленности практически не существовало. В 1913 году в царской России было всего 165 тракторов.

Советская власть остро ставит вопрос о развитии отечественного тракторостроения. 1920 год. 2 ноября В. И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «Об едином тракторном хозяйстве». Этим декретом было положено начало созданию единого тракторного хозяйства в нашей стране, организации ремонта и снабжения запасными частями, а также организации испытательных станций, курсов подготовки инструкторов, мастеров и трактористов.

Подготовила редактор газеты «Новая степь» Ирина Харламова.

СПРАВКА: Яков Мамин родился в крестьянской семье тогда ещё села Балаково. Окончив приходскую школу, поступил в ученики к кустарю-лудильщику, затем в мастерскую Ф.А. Блинова — изобретателя первого русского гусеничного трактора с паровым двигателем. Владелец завода нефтяных двигателей и тракторов г. Балаково, в 1937 году Мамин приехал в Челябинск, работал в Институте механизации сельского хозяйства научным сотрудником (сначала на кафедре теплотехники, затем на кафедре тракторов и автомобилей).

СПРАВКА: Федор Блинов - из крепостных крестьян села Никольское Вольского уезда Саратовской Губернии. Получив «вольную», работал бурлаком, а затем кочегаром, помощником машиниста и машинистом на пароходе. В 1877 году, вернувшись в Никольское, изготовил «вагон» на гусеничном ходу, в этом же году, благодаря содействию действительного статского советника К. Ф. Бентковского, Блинов получил возможность выступить в Санкт-Петербурге перед членами Императорского русского технического общества с представлением проекта гусеничного трактора.

В 1878 году было подано ходатайство в Департамент торговли и мануфактур о выдаче Блинову «привилегии» (патента), который был выдан 20 сентября 1879 года. «Саратовский листок» писал 8 января 1881 года: «Вольск, 23 января… Позвольте поделиться с вами нашими новостями и интересами последних дней. Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение г. Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, гружённая 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда.»

764863.jpg55ee8626aaa351f5cb8ab6d3c1aea7cd.jpg


Дата изменения: 18.05.2017 10:09:39
Количество показов: 52

Возврат к списку

© 2013 Администрация Новоузенского муниципального района,
официальный сайт
413360, Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Советская, 24
тел.: +7 (84562) 2-15-82
Эл. почта: ud1094 @ mail.ru
Портал разработан
Инфо-Эксперт