Школа №1 Новоузенска является муниципальной научной лабораторией с 2016 года. За прошедший период проведена большая работа, накоплен определенный опыт проектно-исследовательской деятельности, организации и проведения на базе школы различных мероприятий, участия в проектах других образовательных учреждений.
Участие в региональном конкурсе муниципальных научных лабораторий в 2016 году было результативным. Наша школа – «Лучшая муниципальная научная лаборатория: лидер в области поликультурного образования школьников». Основой опыта является его научно-методическая составляющая. Это тематические педсоветы, практико-ориентированные семинары, открытые заседания предметно-методических объединений, педагогические студии - все под общим названием «Актуальные вопросы современного образования».
Члены муниципальной научной лаборатории принимают активное участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, семинарах разного уровня, связанных с направлением поликультурного образования. Общее количество выступлений за прошедшие два года – более 30. Учителя–предметники принимали участие во всероссийском конкурсе видеоуроков поликультурной направленности (2 лауреата), методических разработок уроков научного направления (сертификаты участия). Самым результативным оказался региональный конкурс исследовательских работ «Грани педагогического исследования»: дипломы I, II, III степени получили пять педагогов школы.
Опыт своей работы педагоги представляют и на муниципальном уровне. На базе школы проводятся заседания районных методических объединений учителей английского и немецкого языка.
В текущем учебном году методическое объединение учителей иностранных языков обобщило свой опыт работы в качестве муниципальной инновационной площадки по реализации поликультурного образования школьников средствами преподаваемого предмета и представило видеопрезентацию опыта на региональный конкурс муниципальных методических служб.
Опыт работы школы в направлении поликультурного образования транслируется в разных формах и на разных уровнях. В частности, педагоги – члены лаборатории публикуют свои статьи, исследовательские работы, программы элективных курсов, методические разработки уроков и мероприятий по направлению работы в печатных изданиях регионального и всероссийского уровня, на интернет-сайтах.
Методические знания и опыт учителя успешно внедряют в практику работы. В школе ежегодно проводится множество разнообразных мероприятий по направлению поликультурного образования школьников. Это «Праздник дружбы народов», этнографические фестивали: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Мы вместе»; конкурсные мероприятия: «Шекспириада», «Гете – чтения»; заочные путешествия: «Мир сказок народов мира», «Путешествие во времени и пространстве»; уроки: «Урок толерантности», «Урок диалога культур»; знакомство с традициями: «Рождественские встречи», «Традиции чаепития в разных странах», «Мир кино в странах изучаемого языка», «Национальные кухни народов мира». Такого рода мероприятия расширяют кругозор обучающихся, воспитывают уважение к другим национальностям и народам, их культуре и традициям. Одновременно – предоставляется возможность сравнить, лучше понять свою культуру.
Работа, проводимая педагогами в школе, находит свое отражение в достижениях обучающихся. Основным видом внеурочной деятельности является проектно-исследовательская конкурсная деятельность. Важным мероприятием в этом плане является ежегодная муниципальная учебно-практическая конференция «В науку первые шаги». За прошедшие два года в ней приняли участие 54 ученика школы, завоевано 27 призовых мест. Темы исследований касаются практически всех учебных предметов. Учебно-практическая направленность работ учащихся позволяет использовать их в образовательном процессе. Среди участий в мероприятиях регионального и межрегионального уровня по направлению поликультурного образования можно отметить следующие: конференция Диалог культур «Мост» (победитель); конкурс переводчиков немецкой поэзии (диплом 2 степени, 6 сертификатов); сетевой проект “Discoverer” (4 диплома, 8 сертификатов); марафон «Красная книга русского языка» (призер); конкурс «Литературная беседка» по выразительному чтению отрывков из произведений российских и зарубежных писателей (7 призовых мест).
Учащиеся школы под руководством своих наставников принимают активное участие в мероприятиях всероссийского уровня: конкурс «Школьный формат-2017», иммитационно-ролевая on-line игра «Глобальный вопрос»; конкурс эссе «Россия в мире – год 2035» (финалист); интернет-марафон для школьников «Экологический калейдоскоп» (призовое место); конкурс «В мире сказок» (сертификаты участия); викторина «Мир вокруг нас» (три призовых места); онлайн-олимпиада «Русский с Пушкиным» (5 призовых мест); конкурс по иностранным языкам «Я – лингвист» (6 призовых мест); художественно-выставочный проект «Сохраним планету вместе!» (в работе). Самым знаменательным мероприятием года стала образовательная акция (флешмоб по математике) Math Cat. В нем приняли участие 80 человек (учителей, учеников, родителей) из разных образовательных учреждений города.
Наша школа принимает участие в мероприятиях международного уровня. Среди них: научно-практическая конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере» (диплом 2 степени); научно-практическая конференция «Исследование, познание, творчество» (грамота в номинации); IV международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Старт в науку» (участие).
Считаем, что создание на базе школы муниципальной научной лаборатории – это шаг в инновационном развитии образовательного учреждения. В школе создано научное общество учителей (28 педагогов). На сегодняшний день заявлено 18 тем исследовательских работ (индивидуальных и групповых) по актуальным проблемам современного образования. Третий год мы являемся участниками регионального проекта по апробации учебного пособия «История Саратовского Поволжья» в 10-11 классах.
В связи с созданием новой Программы развития в 2017 году, мы несколько расширяем направление работы школы как проектно-исследовательской лаборатории. Оно звучит так: «Развитие интеллекта, основ научных знаний и творчества в условиях поликультурной инклюзивной образовательной среды». Считаем, что это предоставит нам более широкое поле деятельности.
Кроме того, с 2017 года мы стали участниками международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». На наш взгляд, оба проекта взаимодополняют и обогащают друг друга. В их основе лежит системный подход, проектно-исследовательская и конкурсная деятельность учащихся и педагогов, а это, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, – главные составляющие современного образования.
Т.КОЧЕГАРОВА, координатор
инновационной деятельности
школы №1 г.Новоузенска.